Эффективность и численность
Сотрудников, обладающих девятью необходимыми для продуктивной удаленной работы универсальными качествами, в компаниях немало. По данным исследования, в общей численности сотрудников в обследованных российских компаниях лучше всего представлена группа с уровнем соответствия профилю универсальных качеств от 55 до 60% (таких сотрудников почти четверть — 23,6%). В целом 63% персонала имеет уровень соответствия от 40 до 60%. Хотя людей с более высоким соответствием профилю гораздо меньше — 15,7%.
Однако уникальные качества, необходимые именно для продуктивной удаленной работы (адаптивность, готовность говорить открыто, умение сплачивать других для достижения своей цели, способность мыслить на долгосрочную перспективу), мало у кого встречаются. По данным исследования, большинство работников (56,6%) имеют уровень соответствия профилю уникальных качеств менее 40%. И лишь у 8,7% уровень соответствия выше 60%.
Почему так мало? Дело в том, что в обычных условиях уникальные компетенции по меньшей мере бесполезны: сотрудники, которые ими обладают, в офисе менее продуктивны или на их продуктивность эти качества не влияют. По данным исследования, эффективные офисные сотрудники даже на 4 п. п. меньше соответствуют профилю уникальных компетенций для дистанционной работы, нежели неэффективные.
По мнению Дегтярева, в адаптивности нет реальной потребности, несмотря на все декларации работодателей. Многие компании считают себя динамичными и гибкими, а на самом деле процессы и условия работы в них не меняются годами. Кроме того, в средней российской компании умение отстаивать свою позицию несмотря ни на что более полезное качество, чем готовность подстроиться с точки зрения результата работы и авторитета сотрудника.
Почему в обычной жизни не нужно перспективное мышление? Работа над стратегией требует времени и ресурсов, трудно одновременно заниматься стратегией и быстро реагировать на текущие проблемы. А так как большая часть российских компаний занимаются, скорее, тушением пожаров, то склонность к размышлениям о перспективах не считается чертой эффективного сотрудника.
Открытость тоже не приветствуется. В большинстве российских компаний достаточно жесткая культура наказаний за провинности, и любой, кто открыто говорит о проблемах и ошибках, осложняет жизнь и себе, и другим. Такой человек гарантированно попадает в группу наименее эффективных сотрудников, рассуждает Дегтярев.